История районаВажные новости

История трамвая в Рогожской слободе. От конки до «Витязя».

История ТРАМВАЯ или КОНКИ  (предшественника трамвая до перевода на электрическую тягу) на улицах Рогожской слободы (Москва, Таганка) насчитывает более 125-ти лет.
Уже в 1891 году здесь активно функционировала Курская линия городских конных дорог (Ильинские ворота — Землянка — Рогожская застава) протяженностью 3,43 км (одна из самых первых 11 линий, принадлежащих «Первому Обществу конно-железных дорог»).
Конка, предшественник электрического трамвая, представляла собой крытые пароконные вагоны, которые имели, как правило, империал, т.е. плоскую крышу, приспособленную для размещения на ней пассажиров.  Длина вагонов достигала 8 метров, ширина – 2 метров. Каждый мог вместить 40 пассажиров, сиденья были устроены вверху и внизу – по 10 мест на двух продольных скамейках. Дамам пользоваться империалом возбранялось. Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.
По Рогожской слободе линия проходила по Вороньей улице (ныне Сергия Радонежского). На фото ниже (литография 1893 года) изображена часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (ныне С.Радонежского, дом 23/25), перед которой видим рельсы конки. Часовня "Проща" Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (литография 1893 года)Однако наличие в Москве к началу XX века конно-железных дорог мешало развитию трамвайных линий. Для прокладки трамвайных линий необходимо было прежде освободить проезды от конных путей.  В 1901 году Дума выкупила конку у Первого Бельгийского акционерного общества. Когда же в 1903 году пришёл срок выкупа конно-железной дороги у Второго Бельгийского акционерного общества, Дума на это не решилась, так как в России не было опытных строителей и инженеров. Использование конки в Москве продолжалось частично до 1912 года.
В ноябре 1905 года, сразу после событий октября был избран новый городской голова — Николай Гучков. Начало его работы совпало с революционными выступлениями рабочих Москвы в ноябре-декабре 1905 года. Как только жизнь в городе вошла в нормальную колею, Николай Иванович распорядился продолжить прокладку трамвайных путей.  Городская власть выкупила хозяйство конных дорог с целью превращения конки в трамвай. Такой ход событий был наиболее благоприятным для работников конки: они не лишались работы, а приобретали другого работодателя и переучивались.
В феврале 1907 года началось движение трамваев по Мясницкой линии, Сретенке и Лубянке, от Страстного монастыря по Дмитровке и далее на Сретенку и Мясницкую. Первые маршруты электрического трамвая связали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные.

В 1909 году через Рогожскую слободу был проложен трамвайный маршрут № 23, он проходил от Лубянской площади до Рогожской заставы — через Воронью улицу. Трамвайные пути на Николоямской улице (1912)Трамвайные пути на Николоямской улице (1913)Трамвайные пути на Б.Андроньевской 1910
Общий план сети электрических трамваев в городе Москве в 1910 году
Маршруты московских трамваев, 1910-е годыКарта 1915-го годаВ 1924 был вновь запущен маршрут № 2 Марьина Роща — Тулинская ул., Рогожская застава (впервые трамвайный маршрут № 2 появился в Москве в 1906 году, в то время он ходил от Грегорьевской площади на Большой Грузинской улице до Охотного ряда на Большой Дмитровке; эатем маршрут продлевался, менялся, отменялся). К 1938 году маршрут № 2 ходил от Марьиной рощи до Новогиреева. В разное время по Вороньей (Тулинской) улице ходили еще трамваи №№ 27, 32, 10.
Трамвайный диспетчеркий пункт на Рогожской заставе, 1924 годТрамваи ходили по Вороньей (Тулинской) улице с 1912 по 1952 год, то есть 40 лет, да плюс ранее более 20 лет — конка.
Карта 1952-го годаВ 1952 году в последнее сталинское лето в связи с планом расширить, выпрямить магистрали города, а также заменить устаревшие трамваи автобусами и троллейбусами, 29.06.1952 были сняты трамвайные пути с ленинских улиц — ул. Ульяновская (ныне Николоямская ул), ул. Тулинская (ныне С.Радонежского) и трамваи стали ходить в обход ранее существовавшего прямого участка пути (пл. Прямикова — Тулинская ул. — застава Ильича) по Школьной улице временно с 1952 по 1980 год (Трамвай N 2. Новогиреево — пл. Дзержинского), то есть 28 лет.
В январе 1976 года исполком Моссовета (правительство Москвы) принял Постановление № 43 «О проекте изменения трамвайной сети по этапам реконструкции города»  — в соответствии с которым намечалось снизить объем перевозок трамваем на 25% от существующего уровня; утверждалось, что 40% линий серединной части города неэффективны, и по этой причине надлежало ликвидировать 35 км путей. По этому постановлению в 1980 году было прекращено движение трамваев только по одному участку — по улице Школьной в связи с реконструкцией Тулинской улицы и застройкой ее большими новыми домами. Трамвай со Школьной улицы был снят именно с целью реконструкции этой уникальной улицы и возвращения ей исторического облика. Вагоны 2-го маршрута трамвая перестали курсировать по Школьной 4 августа 1980 года.
Прошло более 37 лет… Время… Время…
Реставрировали, скурпулезно восстановили исторический облик самой Школьной улицы — ее старинные дома и фасады, позиционируя улицу именно как пешеходную и заповедную — свободную от транспорта. И хотя сейчас представители транспортных структур твердят «восстановление, восстановление… исторического маршрута [трамвая на Школьной]» — они ошибаются по незнанию. Потому что исторический маршрут трамвая в Рогожской слободе проходил не по советской Школьной, а по дореволюционной Вороньей улице.

В 2017 году столица отметила новый большой городской праздник — День московского транспорта. Он прошел в первый раз 8 июля и стал одним из центральных летних городских событий (в будущем праздник всегда будет отмечаться во вторую субботу июля). Такая дата выбрана потому, что первым общественным транспортом в Москве была конка, которая вышла на первый свой маршрут 7 июля 1872 года.
71-931 «Витязь» — сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»