Памятник "Екатерининская верста" на месте Рогожской заставы

Памятник "Екатерининская верста" на месте Владимирской (Рогожской заставы). 
Москва, пл.Ильича, шоссе Энтузиастов, фотография 1977 года

Верстовой столб 1783 года "От Москвы 2 версты" стоит недалеко от метро Площадь Ильича. Информация на знаке уже, конечно, не соответствует действительности. Но место для него выбрано не случайно: здесь находилась оживленная Рогожская застава, которая входила в линию Камер-Коллежского земляного вала, это была третья линия укреплений и граница города (после белого города и земляного города). Кстати, ставились столбы попарно по обеим сторонам дороги. Столбы у Рогожской Заставы разлучили: один остался на своем историческом месте, а другой перенесли в музей «Лефортово»

В царствование Екатерины II было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов по единому образцу. Их возводили в стиле барокко, венчал это довольно высокое, около 10 м высотой, сооружение флюгер в виде коня. На каждой версте почтовых дорог велено было также посадить по 20 деревьев. В 1774 г. первые верстовые столбы из гранита и мрамора появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (которая в XVIII в. проходила по Фонтанке) до Царского Села. Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора. На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы. Каменные версты устанавливались до 1817, потом деревянные.

И. Левитан. "Владимирка"За Рогожской заставой начинался Владимирский тракт - по нему со всей России арестанты, ссылаемые в Сибирь поступали в «Бутырский тюремный замок», отсюда они, до постройки Московско-Нижегородской железной дороги, отправлялись пешком по Владимирке. Поколениями видели рогожские обитатели по нескольку раз в год эти ужасные шеренги, мимо их домов проходившие. «Видели детьми впервые, а потом седыми стариками и старухами все ту же картину, слышали: ...И стон И цепей железных звон... Ну, конечно, жертвовали, кто чем мог, стараясь лично передать подаяние. Для этого сами жертвователи отвозили иногда воза по тюрьмам, а одиночная беднота с парой калачей или испеченной дома булкой поджидала на Садовой, по пути следования партии, и, прорвавшись сквозь цепь, совала в руки арестантам свой трудовой кусок, получая иногда затрещины от солдат. Страшно было движение этих партий. По всей Садовой и на всех попутных улицах выставлялась вдоль тротуаров цепью охрана с ружьями...  И движется, ползет, громыхая и звеня железом, партия иногда в тысячу человек от пересыльной тюрьмы по Садовой, Таганке, Рогожской... В голове партии погремливают ручными и ножными кандалами, обнажая то и дело наполовину обритые головы, каторжане. Им приходится на ходу отвоевывать у конвойных подаяние, бросаемое народом» (так описывает Владимирский тракт Владимир Гиляровский).
До прибытия партии приходит большой отряд солдат, очищает от народа Владимирку и большое поле, которое и окружает. Это первый этап. Здесь производилась последняя перекличка и проверка партии, здесь принималось и делилось подаяние между арестантами и тут же ими продавалось барышникам, которые наполняли свои мешки калачами и булками, уплачивая за них деньги, а деньги только и ценились арестантами. Еще дороже котировалась водка, и ею барышники тоже ухитрялись ссужать партию. Затем происходила умопомрачительная сцена прощания, слезы, скандалы. Уже многие из арестантов успели подвыпить, то и дело буйство, пьяные драки... Наконец конвою удается угомонить партию, выстроить ее и двинуть по Владимирке в дальний путь. Для этого приходилось иногда вызывать усиленный наряд войск и кузнецов с кандалами, чтобы дополнительно заковывать буянов. Главным образом перепивались и буянили, конечно, не каторжные, бывалые арестанты, а "шпана", этапные.


Похожие новости

Школьная - первая пешеходная улица в Москве. История градостроительного проекта "Квартал № 2".

Школьная - первая пешеходная улица в Москве. История градостроительного проекта "Квартал № 2".

Школьная - первая пешеходная улица в Москве, уникальная заповедная зона. В центре Москвы в Таганском районе в минуте ходьбы от станции метро "Римская" между Добровольческой улицей и площадью...


25-05-2017, 23:58 История района / Важные новости
Битва за города: Как изменить наши улицы. Велосражения завершились. Велосипеды победили.

Битва за города: Как изменить наши улицы. Велосражения завершились. Велосипеды победили.

Вышла книга Джанет Садик-Хан «Битва за города: Как изменить наши улицы», посвящённая проблемам мегаполисов, с которыми они столкнулись в конце XX века. Борьба двух городов — «пешеходного» и...


23-07-2017, 02:53 Благоустройство и переименование / Важные новости
Велозона на Школьной и вело-Таганка (идея проекта)

Велозона на Школьной и вело-Таганка (идея проекта)

Друзья! Соседи! Жителям Таганского района очень нужны в шаговой доступности зоны совместного семейного спортивного (активного) и культурного отдыха. Поэтому жители добиваются создания на пешеходной...


15-08-2017, 14:51 Спорт и здоровье в районе / Важные новости
В гостях у московских ямщиков

В гостях у московских ямщиков

­ «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина [союзная республика СССР до 1991 года] звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, по всей веренице влекущихся барж заливаются...


15-05-2017, 17:25 История района / Важные новости / Видео-новости
Обращение по Школьной улице к Мэру Москвы и Президенту РФ

Обращение по Школьной улице к Мэру Москвы и Президенту РФ

По несогласованному с жителями проекту (без предварительных обсуждений и слушаний), принято решение (протокол совещания у Мэра Москвы Собянина С.C. № 4-27-69/3 от 20.05.2016) о прокладке трамвайных...


15-05-2017, 16:12 Наши обращения (образцы) / Важные новости / Видео-новости

0 комментариев

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Подтвердите что вы не робот: *