Пешеходная Таганка. Рогожская ямская слобода.Спорт и здоровье

Велозона на Школьной и вело-Таганка (идея проекта)

Друзья!

Жителям Таганского района очень нужны в шаговой доступности зоны совместного семейного спортивного (активного) и культурного отдыха. Поэтому жители добиваются создания на пешеходной Школьной улице зоны человеческого общения, уголка наслаждения сохраненным участком исторической Москвы.

Эта улица является одной из «уцелевших», уникальной сохранившейся исторической улицей столицы, объектом культурного наследия федеративного значения, входит в Ансамбль Рогожской Ямской слободы 18-19 веков (охранную зону памятника истории и культуры, заповедная территория «Таганское»).

Макет проекта реконструкции комплекса Школьной (в центре, старомосковская пешеходная улица) и Тулинской улиц (слева, сейчас — улица С.Радоженского). Журнал «Архитектура и строительство Москвы», 1990, №2, проект 1975 г. Мастерская № 5 Моспроекта-1.

Долгие годы на улице велась и ведется полная реставрация исторических зданий. В свое время по проекту градостроительного комплекса «Квартал № 2» и связанным решениям властей города  улица была объявлена пешеходной (поставлена на учет как подлежащая сохранению) и включена в число туристических маршрутов и достопримечательностей столицы.

Школьная улица, фото без автомобильной парковки
Школьная улица, фото без автомобильной парковки

На свободной от транспорта (машин) улице в былые года регулярно проходили различные многочисленные праздники, районные и городские мероприятия. К огромному сожалению, в последнее время все изменилось в худшую сторону — уникальная историческая улица превращена в огромную платную парковку. В 2017-ом году местным жителям с большим трудом (неоднократными обращениями к органам исполнительной власти) удалось добиться на части Школьной улицы ранее отмененной здесь ярмарки выходного дня. Также жители смогли на освобожденном от машин пространстве улицы организовать и провести веселые праздники — День молодежи, Международный день защиты детей, масленицу и другие.

С уникальной исторической улицы, федерального памятника архитектуры следует убрать уродующую ее вид платную автомобильную парковку, запретить движение любого общественного транспорта и далее создать на Школьной улице востребованную горожанами  зону спортивного (активного) отдыха вместе с развитием качественной велосети в Таганском районе ЦАО Москвы.

Для реализации вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕМ:

1) На пешеходной Школьной улице справа и слева от фонарей (в центре улицы) сделать отгороженную полосу шириной 1,5-2,0 м для велосипедов (ГОСТ 33150-2014, СНиП 2.07.01-89). Такая ширина важна для тех, кто ездит группами — с друзьями, с семьей — можно ехать рядом и разговаривать — это норма, основанная на исследованиях (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Эскиз проекта велозоны на пешеходной Школьной улице. Автор рисунка: Кремнева Софья.
Рисунок 1. Эскиз проекта велозоны на пешеходной Школьной улице. Автор рисунка: Кремнева Софья.

Зимой данная полоса может превращаться в лыжную трассу длиной около 1,5 км (см. Рисунок 2). Данная лыжная трасса имеет «кольцевую протяженность» и будет использована не только для свободного лыжного катания жителей, но и для проведения в зимний период лыжных уроков физкультуры школами района, а также районных, окружных и городских лыжных соревнований любого уровня. Также на зимний период необходимо предусмотреть возможность создания на Школьной улице мест для активных зимних игр детей и подростков, а длинна улицы дает возможность обустроить протяженную ледяную горку.

Рисунок 2. Эскиз проекта лыжной зоны на пешеходной Школьной улице. Автор рисунка: Кремнева Софья.
Рисунок 2. Эскиз проекта лыжной зоны на пешеходной Школьной улице. Автор рисунка: Кремнева Софья.

Заметим, что в будущем при правильной организации уборки снега городскими службами с разметки (специальные регламенты уборки, приоритет уборки велодорожек и тротуаров, буферные зоны для снега и др.) и работой прокатных велостанций в зимний период — велоинфраструктура на Школьной улице и в районе может функционировать круглогодично.

2) Установить на Школьной улице или лучше, чтобы не портить исторический облик улицы, в местах, примыкающих к ней, крытые охраняемые велопарковки, открыть пункт велоремонта, проката лыж, велоклуб по обучению вождению велосипеда и правилам движения и безопасности на дороге, пункт проката электросамокатов (Делисамокат, новый проект стартовал в мае 2018), возможно организовать школу уницикла или сигвеев.

Предлагаемый вариант сети велостанций и велодорожек в Таганском районе (схема 2017 года, частично реализована)
Рисунок 3. Предлагаемый вариант сети велостанций и велодорожек в Таганском районе (схема 2017 года, частично реализована)

3) Создать велозону и сеть велопроката от Московского велопроката «Велобайк» (velobike.ru) на Школьной улице и в Таганском районе. Для чего как минимум сделать несколько станций велопроката (см. карту — Рисунок 3, Рисунок 4):
а) на Школьной улице с увеличенным количеством портов не менее 15-20 (1);
б) на пересечении ул. Таганской и ул. Рогожского вала (2);велостанция № 615 открыта в июне 2018 (ул. Таганская, 31/22)
с) у метро Крестьянская застава (3)  велостанция № 604 открыта в мае 2018 (ул. Воронцовская, 50)

Далее надо связать эти станции велодорожками с существующей велосетью в ЦАО. Велодорожки разместить на незагруженных транспортом и красивых улицах, таких как: Товарищеский пер. или ул. Солженицына, Рогожский Вал или ул. Б.Андроньевская, ул. Таганская или ул. Марксистская, на улицах — Николоямская, Яузская, Солянка, Китайгородский пр-д и других — с выездом на набережные Москвы-реки и Яузы, где находятся удобные и красивые веломаршруты (см. Рисунок 4, Приложение 1,2).

Рисунок 4.  Предлагаемый вариант сети велостанций и велодорожек в Таганском районе (фрагмент, новая схема 2019-го года):

Заметим, что предлагаемая нами сеть велодорожек в Таганском районе совпадает с предварительным планом развития велоструктуры (в перспективном плане по реконструкции и благоустройству улиц), предоставленным нам сотрудниками Департамента транспорта города Москвы.

4) Проводить регулярные районные и окружные летние веломероприятия и зимние лыжные соревнования жителей. Зимой по будням на Школьной можно будет проводить уроки (зимние) школьной физкультуры для окрестных школ.

Дополнительно на исторической Школьной улице можно организовать для детей катание на паровозиках, качелях, открыть детское кафе. Для пожилых же людей открыть недорогое кафе с чаепитием, поставить столы для игры в шахматы, шашки.  Предлагаем на Школьной улице устраивать вернисажи картин художников и изделий ремесел (кстати, есть поручение Президента РФ Путина В.В. от 10.05.2017 по развитию народных художественных промыслов и ремесел), создать этнографический музей ямщиков — все-таки эта единственная сохранившаяся улица Рогожской ямской слободы — сословия людей, немало сделавших для России.

Мы искренне надеемся, что вы поддержите эту инициативу и наши предложения будут услышаны Правительством Москвы, Департаментом транспорта и всесторонне поддержаны ими.

С уважением,
Москва, 15 августа 2017

Инициативная группа местных жителей ТАГАНКА-ЗА
при поддержке: Главы муниципального округа Таганский Свиридова Ильи; активистов Таганского района; Русского Клуба Велопутешествий (ул. Александра Солженицына, 17с1) и др.


Приложение 1. Справочно.  Обоснование организации предложенной велозоны на Школьной (вместе с сетью велодорожек в Таганском районе).

Развитие велотранспорта актуально для Москвы, перегруженной автомашинами. Общая протяженность велодорожек в столице сейчас составляет около 220 км, однако большая часть из них располагается в парках и не составляет единую сеть — горожане не имеют возможности построить свой маршрут по безопасным велополосам и велодорожкам. В 2015 году в центре города стала формироваться велосипедная сеть, пригодная для использования в транспортных целях. К сожалению, дальнейшего развития она не получила, хотя велосипедная инфраструктура закладывалась в геометрию улиц.

Ввод велоинфраструктуры (единовременно с завершением работ по общему благоустройству) будет способствовать максимальному росту спроса на поездки на велосипеде, так как это расширит сеть веломаршрутов и позволит использовать существующие велополосы и велодорожки более эффективно. Отсутствие сети связанных велодорожек/велополос ведёт к тому, что созданные велополосы, начинающиеся «нигде» и заканчивающиеся «нигде», не позволяют выстроить безопасный маршрут и в итоге стоят пустые.

Социологические опросы населения (в том числе, проводимые Правительством Москвы) показывают, что москвичи в целом положительно относится к велосипедизации. Многие готовы использовать велосипед не только в спортивных или оздоровительных целях, но и для транспортных поездок, если в городе будет создана удобная и безопасная велоинфраструктура. Интерес москвичей к велосипеду подтверждает и рост популярности проката «Велобайк». В 2016-ом году число поездок на нем выросло в два раза и составило почти 1,7 млн. Горожане проехали почти 5 млн км (это шесть полетов до Луны и обратно). В  пиковые дни на один велосипед приходилось до 9 прокатов, при этом среднее время поездки составляло 27 минут. Сейчас жителям доступны 3100 велосипедов на 350 станциях. Продолжается, стартовавшая в сентябре 2016, пилотная эксплуатация электро-велосипедов — заряда их батареи хватает на 18 км пути.

Десятки городов по всему миру развивают велотранспорт, включая схожие по климатическим условиям города: Монреаль, Лондон, Осло, Хельсинки, Копенгаген и другие. Велосипед является альтернативой автомобилю в городе для поездок до 10 км при относительно небольших вложениях и без вреда для экологии и транспортной обстановки города.  Проведенные там исследования показывают, что строительство велоинфрастуктуры повышает безопасность велосипедистов и других участников движения, способствует снижению государственных расходов на здравоохранение, уменьшает пробки и помогает развитию малого и среднего бизнеса (см. Приложение 2.2).

Москве, занимающей второе место в мире и первое в Европе в рейтинге городов с наибольшими дорожными пробками (по итогам 2016 года), развитие велоинфрастуктуры могло бы внести серьезный вклад в решение транспортной проблемы, а также помогло бы улучшить экологическую обстановку в городе (снижение выбросов оксидов озота и углекислого газа).

 

Топ-10 городов в мире с наибольшими пробками в 2016 году:
1. Лос-Анджелес (США) — 104 часа
2. Москва (Россия) — 91 час
3. Нью-Йорк (США) — 89 часов
4. Сан-Франциско (США) — 83 часа
5. Богота (Колумбия) — 80 часов
6. Сан-Паулу (Бразилия) — 77 часов
7. Лондон (Великобритания) — 73 часа
8. Атланта (США) — 71 час
9. Париж (Франция) — 65 часов
10. Майами (США) — 65 часов
Топ-10 городов в Европе с наибольшими пробками в 2016 году:
1. Москва (Россия) — 91 час
2. Лондон (Великобритания) — 73 часа
3. Париж (Франция) — 65 часов
4. Стамбул (Турция) — 59 часов
5. Краснодар (Россия) — 56 часов
6. Цюрих (Швейцария) — 54 часа
7. Санкт-Петербург (Россия) — 53 часа
8. Сочи (Россия) — 49 часов
9. Мюнхен (Германия) — 49 часов
10. Нижний Новгород (Россия) — 47 часов
Мэр Москвы Собянин С. и руководитель Департамента транспорта Ликсутов М. на велопрогулке
Мэр Москвы Собянин С. и руководитель Департамента транспорта Ликсутов М. на велопрогулке

Масштабная реконструкция и благоустройство улиц дает Москве уникальный шанс получить связную и разветвленную велосипедную сеть. Давайте не упустим эту возможность! Ведь главная задача столичных властей — это создать для горожан комфортные жизненные условия, для чего следует реализовать предложенные нами меры для обеспечения развития велосипедного пространства Москвы и увеличения числа жителей, каждый день использующих велосипед для перемещений по городу.

Все же просто: люди выбирают те варианты, которые являются удобными, быстрыми, дешевыми и безопасными. Велосипед в этом отношении даст фору любому виду транспорта, необходимо только на должном уровне подойти к организации велосипедного движения в городе.

Префект ЦАО Владимир Говердовский приехал на работу на велосипеде 19.05.2017
Префект ЦАО Владимир Говердовский приехал на работу на велосипеде 19.05.2017

Каким мы хотим видеть наш город? Чистым, зеленым и наиболее пригодным для жизни, со счастливыми улыбающимися людьми? Так «постройте велодорожки — и они приедут».

Немного о плюсах вело-инфраструктуры на Школьной и таких (см. на схеме выше) маршрутов велодорожек в районе. Уже сейчас есть отличный и совершенно шикарный для велосипедистов путь с Таганки на Школьную — по улице Солженицына.
В прошлом год у ее реконструировали и теперь там на широких тротуарах по всей протяженности нет ни одного бордюра, все съезды занижены. То есть легко и без проблем можно ехать по красивой исторической улице. Если замкнуть это кольцо по Б.Андроньевской (или по Рогожскому валу) и продлить до Крестьянской заставы и далее до набережной  — будет  отлично.

От Школьной же хорошо бы сделать спуск к Яузе мимо монастыря, по набережным (поставить светофор  с кнопкой чтобы можно было перебраться на набережную) оттуда можно доехать вдоль реки до Сокольников или проехать дальше и до ВДНХ. Заметим, что это согласуется с разрабатываемым сейчас в правительстве Москвы проектом по очищению воды и благоустройству берегов реки Яузы (с последующим согласованием, обсуждением с жителями в 2018 году), который предусматривает в том числе создание там спортивного пространства и дорожек (см. ниже ответ ДКР от 21.09.2017).

Получается, что фактически делать особо ничего не нужно, только построить несколько  связок с Солженицына и с выходом к реке, то есть малыми средствами можно сделать хорошее расширение вело-структуры. В перспективе, когда пойдет велодорожка  вдоль ш. Энтузиастов (она была  в планах, как и велодорожка по Рязанке-Нижегородской-Таганской), то будет совсем уж хорошая  связка.

Тогда от той же Школьной (м. пл. Ильича, Римская) можно будет с прогулочной (низкой) скоростью за 30-40 минут доехать  до Измайлова (далее красивый Терлецкий парк), Сокольников или на ВДНХ-Ботанический, за 20-25 минут до Кремля и за 30-40 минут до Парка Горького. Опять  же, если поставить велостанцию на Школьной, и ставить велостанции дальше по ш. Энтузиастов, то  это позволит людям туда попасть без доплат (используя 30-ти минутный бесплатный трафик проката). К тому же имеем снижение нагрузки на наземный общественный транспорт.

Стоит также соотнести вышеизложенное с разработанной Департаментом транспорта концепцией развития велосипедных маршрутов «Зеленое кольцо« (2015 год). Речь идет о закольцованном велосипедном маршруте между Третьим транспортным кольцом и МКАД, который объединит спальные районы и зеленые зоны города. Маршрут длиной около 75 километров объединит 15 крупных парков и лесопарков. «Зеленое кольцо» будет соединено с существующей системой веломаршрутов по берегам рек Москва и Яуза, вдоль которых также планируется дальнейшее развитие велодорожек. Новый маршрут свяжет между собой жилые районы города. Он будет проходить через 18 станций метро, две станции легкого метро и шесть железнодорожных платформ.

 

 


Приложение 2. Справочно.Материалы СМИ о развитии велоструктуры в ЦАО Москвы и других городах.

2.1  Cтатья «Километры велодорожек свяжут центральные маршруты», газета «Москва-Центр» № 19(700) от 26.05.2017

 

2.2  Фрагмент книги комиссара департамента транспорта Нью-Йорка Джанет Садик-Хан «Битва за города: Как изменить наши улицы» (англ. «Streetfight: Handbook for an Urban Revolution») об опыте развития велоструктуры города Нью-Йорк (лучшего велогорода США, более 1600 км велополос).

 


Приложение 3. Аннотация проекта  «Школьная улица — культура, отдых, спорт».

В настоящее время в Таганском районе отсутствует развитая историко-культурная пешеходная инфраструктура с возможными элементами расширения её функционального использования в различные климатические периоды года.

Базовой точкой создания подобной многофункциональной инфраструктурной единицы района может стать Школьная улица, которая по своим существующим параметрам и статусу легко адаптируется под вышеперечисленные критерии. В связи с многочисленными обращениями жителей Таганского района, прошу Вас рассмотреть проект «Школьная улица — культура, отдых, спорт».

В рамках основной концепции данного проекта предлагается расширить основную функциональную историко-культурную и пешеходную составляющую данной улицы для создать в её границах круглогодичной сезонной велосипедной и лыжной инфраструктуру.

Для создания весеннее-осенней «велосипедной трассы» требуется — вдоль осевой части улицы, по обеим сторонам имеющихся опор освещения, сделать обозначенные «велодорожки» шириной 1,5-2 метра (рисунок 1), обустроить велопарковки и создать две точки городского велопроката в начале и конце данной улицы. С учетом планов развития городской велосреды, Школьная улица станет необходимым связующим элементом городских велосипедных маршрутов и даст развитие фактически отсутствующему сейчас велосипедному движению в Таганском районе.

Рисунок 1. Эскиз проекта велозоны на пешеходной Школьной улице. Автор рисунка: Кремнева Софья.
Рисунок 1

Для создания зимней «лыжной городской трассы» требуется — вдоль осевой части улицы, по обеим сторонам имеющихся опор освещения, создать естественный снежный насыпной слой шириной 2 метра (на линиях велодорожек) с прокладкой однорядной или двурядной лыжни в каждом направлении (рисунок 2) и создать две точки проката лыж в начале и конце данной улицы.

Рисунок 2
Рисунок 2

Данная лыжная трасса имеет «кольцевую протяженность» 1,5 километра и будет использована не только для свободного лыжного катания жителей, но и для проведения в зимний период лыжных уроков физкультуры школами района, а также районных, окружных и городских лыжных соревнований любого уровня. Так же на зимний период необходимо предусмотреть возможность создания на Школьной улице мест для активных зимних игр детей и подростков, а длинна улицы дает возможность обустроить протяженную ледяную горку.

Реализация данного проекта и поддержание его работоспособности не потребует высоких финансовых затрат бюджета.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»