Велозона на Школьной и вело-Таганка (идея проекта)

Друзья! Соседи!

Жителям Таганского района очень нужны в шаговой доступности зоны совместного семейного спортивного (активного) и культурного отдыха. Поэтому жители добиваются создания на пешеходной Школьной улице зоны человеческого общения, уголка наслаждения сохраненным участком исторической Москвы. Эта улица является одной из "уцелевших", уникальной сохранившейся исторической улицей столицы, объектом культурного наследия федеративного значения, входит в Ансамбль Рогожской Ямской слободы 18-19 веков (охранную зону памятника истории и культуры, заповедная территория "Таганское"). Школьная улица, фото без автомобильной парковки
Долгие годы на улице велась и ведется полная реставрация исторических зданий. В свое время по проекту градостроительного комплекса "Квартал № 2" и связанным решениям властей города  улица была объявлена пешеходной (поставлена на учет как подлежащая сохранению) и включена в число туристических маршрутов и достопримечательностей столицы. Макет проекта реконструкции комплекса Школьной (в центре, старомосковская пешеходная улица) и Тулинской улиц (слева, сейчас - улица С.Радоженского). Источники: АрхПлан.ru, Архитектура и строительство Москвы, 1990, №2, проект 1973-1975 гг. Мастерская № 5 Моспроекта-1.
На свободной от транспорта (машин) улице в былые года регулярно проходили различные многочисленные праздники, районные и городские мероприятия. К огромному сожалению, в последнее время все изменилось в худшую сторону - уникальная историческая улица превращена в огромную платную парковку. Только в этом году местным жителям с большим трудом (неоднократными обращениями к органам исполнительной власти) удалось добиться на части Школьной улицы ранее отмененной здесь ярмарки выходного дня. Также жители смогли на немного освобожденном от машин пространстве улицы организовать и провести веселые праздники - День молодежи, Международный день защиты детей, масленицу и другие.
С уникальной исторической улицы, федерального памятника архитектуры следует убрать уродующую ее вид платную автомобильную парковку, запретить движение любого общественного транспорта и далее создать на Школьной улице востребованную горожанами  зону спортивного (активного) отдыха вместе с развитием качественной велосети в Таганском районе ЦАО Москвы.  

Для реализации вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕМ:

1) На пешеходной Школьной улице справа и слева от фонарей (в центре улицы) сделать отгороженную полосу шириной 1,5 м для велосипедов (такая ширина важна для тех, кто ездит группами - с друзьями, с семьей - можно ехать рядом и разговаривать - это норма, основанная на исследованиях). Зимой данная полоса может превращаться в лыжную трассу длиной около 1,5 км (см. рисунки ниже).
Эскиз проекта велозоны на пешеходной Школьной улице.  Автор рисунка:  Кремнева Софья. Эскиз проекта лыжной зоны на пешеходной Школьной улице.  Автор рисунка:  Кремнева Софья.
2) Установить на Школьной улице или лучше, чтобы не портить исторический облик улицы, в местах, примыкающих к ней, крытые охраняемые велопарковки, сделать пункт велоремонта, проката лыж, велоклуб по обучению вождению велосипеда и правилам движения и безопасности на дороге, возможно школу уницикла или сигвеев. 

3) Создать велозону и сеть велопроката от Московского велопроката «Велобайк»(velobike.ru) на Школьной улице и в Таганском районе. Для чего как минимум сделать несколько (три) станций велопроката (см. карту ниже):  
а) на Школьной улице с увеличенным количеством портов не менее 15-20 (1);
б) на пересечении ул. Таганской и ул. Рогожского вала (2);
с) у метро Крестьянская застава (3)
и связать эти станции велодорожками с существующей велосетью в ЦАО. Велодорожки разместить на незагруженных транспортом и красивых улицах, таких как: Товарищеский пер. или ул. Солженицына, Рогожский Вал или ул. Б.Андроньевская, ул. Таганская или ул. Марксистская, на улицах - Николоямская, Яузская, Солянка, Китайгородский пр-д и других - с выездом на набережные Москвы-реки и Яузы, где находятся удобные и красивые веломаршруты (см. Приложение 1,2). 
Заметим, что предлагаемая нами сеть велодорожек в Таганском районе совпадает с предварительным планом развития велоструктуры (в перспективном плане по реконструкции и благоустройству улиц), предоставленным нам сотрудниками Департамента транспорта города Москвы.

Предлагаемый вариант сети велостанций и велодорожек в Таганском районе
4) Проводить регулярные районные и окружные летние веломероприятия и зимние лыжные соревнования жителей. Зимой по будням на Школьной можно будет проводить уроки (зимние) школьной физкультуры для окрестных школ. 

Дополнительно на исторической Школьной улице можно организовать для детей катание на паровозиках, качелях, открыть детское кафе. Для пожилых же людей открыть недорогое кафе с чаепитием, поставить столы для игры в шахматы, шашки.  Предлагаем на Школьной улице устраивать вернисажи картин художников и изделий ремесел (кстати, есть поручение Президента РФ Путина В.В. от 10.05.2017 по развитию народных художественных промыслов и ремесел), создать этнографический музей ямщиков - все-таки эта единственная сохранившаяся улица Рогожской ямской слободы - сословия людей, немало сделавших для России.

Мы искренне надеемся, что вы поддержите эту инициативу и наши предложения будут услышаны Правительством Москвы, Департаментом транспорта и всесторонне поддержаны ими.

С уважением,
Москва, 15 августа 2017

Инициативная группа местных жителей ТАГАНКА-ЗА
при поддержке: муниципального депутата Свиридова Ильи; Иванова Руслана, Лапченко Сергея; Русского Клуба Велопутешествий (ул. Александра Солженицына, 17с1).




Приложение 1. Справочно.  Обоснование организации предложенной велозоны на Школьной (вместе с сетью велодорожек в Таганском районе).

Развитие велотранспорта актуально для Москвы, перегруженной автомашинами. Общая протяженность велодорожек в столице сейчас составляет около 220 км, однако большая часть из них располагается в парках и не составляет единую сеть — горожане не имеют возможности построить свой маршрут по безопасным велополосам и велодорожкам. В 2015 году в центре города стала формироваться велосипедная сеть, пригодная для использования в транспортных целях. К сожалению, дальнейшего развития она не получила, хотя велосипедная инфраструктура закладывалась в геометрию улиц. Ввод велоинфраструктуры (единовременно с завершением работ по общему благоустройству) будет способствовать максимальному росту спроса на поездки на велосипеде, так как это расширит сеть веломаршрутов и позволит использовать существующие велополосы и велодорожки более эффективно. Отсутствие сети связанных велодорожек/велополос ведёт к тому, что созданные велополосы, начинающиеся «нигде» и заканчивающиеся «нигде», не позволяют выстроить безопасный маршрут и в итоге стоят пустые.
Социологические опросы населения (в том числе, проводимые Правительством Москвы) показывают, что москвичи в целом положительно относится к велосипедизации. Многие готовы использовать велосипед не только в спортивных или оздоровительных целях, но и для транспортных поездок, если в городе будет создана удобная и безопасная велоинфраструктура. Интерес москвичей к велосипеду подтверждает и рост популярности проката «Велобайк». В 2016-ом году число поездок на нем выросло в два раза и составило почти 1,7 млн. Горожане проехали почти 5 млн км (это шесть полетов до Луны и обратно). В  пиковые дни на один велосипед приходилось до 9 прокатов, при этом среднее время поездки составляло 27 минут. Сейчас жителям доступны 3100 велосипедов на 350 станциях. Продолжается, стартовавшая в сентябре 2016, пилотная эксплуатация электро-велосипедов - заряда их батареи хватает на 18 км пути. 
Десятки городов по всему миру развивают велотранспорт, включая схожие по климатическим условиям города: Монреаль, Лондон, Осло, Хельсинки, Копенгаген и другие. Велосипед является альтернативой автомобилю в городе для поездок до 10 км при относительно небольших вложениях и без вреда для экологии и транспортной обстановки города.  Проведенные там исследования показывают, что строительство велоинфрастуктуры повышает безопасность велосипедистов и других участников движения, способствует снижению государственных расходов на здравоохранение, уменьшает пробки и помогает развитию малого и среднего бизнеса (см. Приложение 2.2). Москве, занимающей второе место в мире и первое в Европе в рейтинге городов с наибольшими дорожными пробками (по итогам 2016 года), развитие велоинфрастуктуры могло бы внести серьезный вклад в решение транспортной проблемы.

Топ-10 городов в мире с наибольшими пробками в 2016 году:
1. Лос-Анджелес (США) — 104 часа
2. Москва (Россия) — 91 час
3. Нью-Йорк (США) — 89 часов
4. Сан-Франциско (США) — 83 часа
5. Богота (Колумбия) — 80 часов
6. Сан-Паулу (Бразилия) — 77 часов
7. Лондон (Великобритания) — 73 часа
8. Атланта (США) — 71 час
9. Париж (Франция) — 65 часов
10. Майами (США) — 65 часов

Топ-10 городов в Европе с наибольшими пробками в 2016 году:
1. Москва (Россия) — 91 час
2. Лондон (Великобритания) — 73 часа
3. Париж (Франция) — 65 часов
4. Стамбул (Турция) — 59 часов
5. Краснодар (Россия) — 56 часов
6. Цюрих (Швейцария) — 54 часа
7. Санкт-Петербург (Россия) — 53 часа
8. Сочи (Россия) — 49 часов
9. Мюнхен (Германия) — 49 часов
10. Нижний Новгород (Россия) — 47 часов

Масштабная реконструкция и благоустройство улиц дает Москве уникальный шанс получить связную и разветвленную велосипедную сеть. Давайте не упустим эту возможность! Ведь главная задача столичных властей - это создать для горожан комфортные жизненные условия, для чего следует реализовать предложенные нами меры для обеспечения развития велосипедного пространства Москвы и увеличения числа жителей, каждый день использующих велосипед для перемещений по городу.

Немного о плюсах вело-инфраструктуры на Школьной и таких (см. на схеме выше) маршрутов велодорожек в районе. Уже сейчас есть отличный и совершенно шикарный для велосипедистов путь с Таганки на Школьную - по улице Солженицына. Префект ЦАО Владимир Говердовский приехал на работу на велосипеде 19.05.2017
В прошлом год у ее реконструировали и теперь там на широких тротуарах по всей протяженности нет ни одного бордюра, все съезды занижены. То есть легко и без проблем можно ехать по красивой исторической улице. Если замкнуть это кольцо по Б.Андроньевской (или по Рогожскому валу) и продлить до Крестьянской заставы и далее до набережной  - будет  отлично.  
От Школьной же хорошо бы сделать спуск к Яузе мимо монастыря, по набережным (поставить светофор  с кнопкой чтобы можно было перебраться на набережную) оттуда можно доехать вдоль реки до Сокольников или проехать дальше и до ВДНХ. Заметим, что это согласуется с разрабатываемым сейчас в правительстве Москвы проектом по очищению воды и благоустройству берегов реки Яузы (с последующим согласованием, обсуждением с жителями в 2018 году), который предусматривает в том числе создание там спортивного пространства и дорожек (см. ниже ответ ДКР от 21.09.2017).
Мэр Москвы Собянин С. и руководитель Департамента транспорта Ликсутов М. на велопрогулкеПолучается, что фактически делать особо ничего не нужно, только построить несколько  связок с Солженицына и с выходом к реке, то есть малыми средствами можно сделать хорошее расширение вело-структуры. В перспективе, когда пойдет велодорожка  вдоль ш. Энтузиастов (она была  в планах, как и велодорожка по Рязанке-Нижегородской-Таганской), то будет совсем уж хорошая  связка.

Тогда от той же Школьной (м. пл. Ильича, Римская) можно будет с прогулочной (низкой) скоростью за 30-40 минут доехать  до Измайлова (далее красивый Терлецкий парк), Сокольников или на ВДНХ-Ботанический, за 20-25 минут до Кремля и за 30-40 минут до Парка Горького. Опять  же, если поставить велостанцию на Школьной, и ставить велостанции дальше по ш. Энтузиастов, то  это позволит людям туда попасть без доплат (используя 30-ти минутный бесплатный трафик проката). К тому же имеем снижение нагрузки на наземный общественный транспорт.


Приложение 2. Справочно. Материалы СМИ о развитии велоструктуры в ЦАО Москвы и других городах.

2.1  Cтатья "Километры велодорожек свяжут центральные маршруты", газета "Москва-Центр" № 19(700) от 26.05.2017
2.2  Фрагмент книги комиссара департамента транспорта Нью-Йорка Джанет Садик-Хан «Битва за города: Как изменить наши улицы» (англ. «Streetfight: Handbook for an Urban Revolution») об опыте развития велоструктуры города Нью-Йорк (лучшего велогорода США, более 1600 км велополос).


Приложение 3. Текст обращения жителей Таганки об отмене решения по маршруту трамвая на Школьной улице (пример) и ответы Префектуры ЦАО, Департамента транспорта.

3.1 Текст обращения жителей Таганки об отмене решения по маршруту трамвая на Школьной улице (пример, актуально на май 2017):

*****
Уважаемый Мэр Москвы!
По несогласованному с жителями проекту (без предварительных обсуждений и слушаний), принято решение (протокол совещания у Мэра Москвы Собянина С.C. № 4-27-69/3 от 20.05.2016) о прокладке трамвайных путей по исторической пешеходной улице Школьная.  Перед реставрацией и восстановлением исторического облика улицы ранее существовавшая (с 1952 по 1980 год) трамвайная линия на Школьной улице (0.6 км) была ликвидирована решением Исполкома Моссовета от 09.01.1976 № 43 (п.11) как "малодеятельный участок вне красных линий городских проездов". Улица стала пешеходной зоной, отдушиной и радостью горожан. Но эту возможность наслаждения и отдыха на пешеходной улице теперь хотят у жителей отнять. Решение проложить по Школьной улице трамвайные пути принято (сейчас ведется разработка проектно-сметной документации, см. Приложение 3.2)  без учета того, что нарушается неизменность облика объекта культурного наследия, искажаются условия восприятия облика исторической улицы 18-19 века (естественно - без трамваев); без учета того, что ширина улицы не позволяет обеспечить нормы прохода трамвая (пункт 5.5. СП 98.13330.2012. Свод правил.Трамвайные и троллейбусные линии нормативное минимальное расстояние от оси пути до жилых и общественных знаний должно составлять не менее 20 метров), без анализа транспортной целесообразности (пассажиропотока) именно такого маршрута по Школьной и без рассмотрения более разумного для города альтернативного решения. Кроме того вариант трамвайного маршрута по Школьной из-за малой ширины улицы (около 25 м) и особенностей архитектурной (сплошной) застройки нанесет вред архитектурным памятникам истрории из-за превышающего допустимую норму вибрационного воздействия (измеренная виброскорость составляет 2,7 мм/сек, см. Приложение 4) и жителям расположенных на Школьной и вблизи высокоэтажных домов (особенно - Рогожский вал, 2 / Школьная, 50; C. Радонежского, 12к1) из-за повышение уровня шума и создания некомфортных условий жизни.
Существуют альтернативные приемлемые и целесообразные для города и жителей варианты маршрута трамвая. Варианты маршрута трамвая по С.Радонежского (зеленая линия) и по Школьной (красная линия)Как основной - это вариант восстановления действительного исторического трамвайного маршрута по ул. Сергия Радонежского (бывшая улица - Тулинская, Воронья), которому более 125-ти лет (с 1891 - Курская линия городских конных дорог - конка, предшественник электрического трамвая; с 1909 - трамвайный маршрут № 23 от Лубянской площади до Рогожской заставы через Воронью улицу; пути были сняты 29.06.1952).  Считаем ул. С.Радонежского достаточно широкой и по ее нечетной/северной стороне возможна прокладка путей  прямого (короткого) маршрута в связи с отсутствием там (в отличие от Школьной улицы) жилых домов. Предоставление 1,5-2 полосы (от движения автотранспорта) для прохождения трассы трамвайной линии по северной стороне С.Радонежского или по ее центру как обычных полос движения (совместно с автотранспортом, без остановок, на подобии улиц Рогожский вал, Б.Андроньевская) вполне приемлемо для трафика движения. При этом, что важно, для прокладки маршрута трамвая № 8 (Ивановское - Курский вокзал) не потребуется дважды пересекать одну и ту же улицу как в варианте со Школьной (зигзагом, минимум два лишних светофора и неизбежно медленное движение по трамвайно-пешеходной зоне), что отрицательно бы сказалось на скорости движения, беспересадочной связи восточных районов города с центром и  разгрузке Калининской линии метрополитена и позволит избежать ситуации транспортного коллапса на перекрестке ш.Энтузиастов - Рогожский вал - ул. Сергия Радонежского, которая возникла бы после появления правого поворота трамвая с Рогожского вала.
Другим простейшим решением проблемы трамвайной связи шоссе Энтузиастов и Курского вокзала является прокладка всего 110 метров путей по Трудовой улице в дополнение к уже существующим там. Это удлиняет маршрут на 700 метров (по сравнению с вариантом по Школьной - 1.4 км против 0.7 км) и может немного увеличить время прохождения трамвая, но имеет ряд преимуществ. Во-первых, это самый дешевый и быстрый для города вариант прокладки трамвайного маршрута. Во-вторых, существенно возрастает охват населения новой линией и маршрут будет востребованным - будет включать начало и конец исторической Школьной улицы, Рогожский рынок, музей автомобилей, в шаговой доступности будут: Покровский монастырь, церковь Петра и Февронии, Таганский парк. В третьих,  пробки будут намного реже (чем варианте со Школьной), проезжая часть не перекрывается сверх необходимого. Увеличение же длины пути на лишние 700 метров может компенсироваться более высокой скоростью движения трамвая (средняя скорость в 25-30 км/ч против неизбежной медленной скорости в 10-15 км/ч по трамвайно-пешеходной зоне).
Обращаем Ваше особое внимание на то, что за время отсутствия маршрутного движения по Школьной улице были построены жилые дома по адресам:  Школьная, 50 / Рогожский вал, 2 (год строительства - 1988) в нарушение норм. Жителей данных домов никогда не уведомляли о том, что трамвайные пути (ликвидированные на ул Школьная в 1980 году по решению властей города) каким-то образом сохраняются на балансе города и могут быть восстановлены в будущем.

В связи с вышеизложенным ПРОСИМ Вас помочь:

1. Не допустить прокладку трамвайных путей по ул. Школьная (охранной зоне памятника истории и культуры).
2. Принять меры к закреплению за данной улицей единственного допустимого законного статуса "Пешеходная улица", а не "Tрамвайно-пешеходная", как хотят сделать, ссылаясь на некий "новомодный европейский опыт", лишая нас истинного национального достояния.
3. Обязать соответствующие органы власти принять меры к приведению ее в надлежащий порядок, который соответствует ее исключительному историческому статусу территории объекта нашего культурного наследия.

Мы искренне надеемся, что наши просьбы будут Вами услышаны и всесторонне поддержаны.
*****

3.2 Ответы на обращения жителей об отмене решения по маршруту трамвая на Школьной улице от Префектуры ЦАО от 12.05.2017 и Департамента транспорта от 22.05.2017 


Приложение 4.
Экспертное заключение о вибрационном воздействии от движущихся трамваев, превышающем допустимую норму (в условиях Школьной улицы) от 02.05.2017 - к вопросу отмены решения по прокладки путей трамвая по Школьной улице (и принятия альтернативного целесообразного для города варианта с маршрутом)






Похожие новости

Трамвай на Красной площади (1909 год)

Трамвай на Красной площади (1909 год)

Многие не верят, но с 1909 по Красной площади ходил трамвай. С городским пассажирским транспортом в первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев....


28-05-2017, 01:03 Город, общество, соседи / Пыль и пепел истории / Важные новости
Обращение по Школьной улице к Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры

Обращение по Школьной улице к Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры

Адресовано: Маланичева Галина Ивановна (Председатель Центрального совета ВООПИиК) Демидов Артём Геннадьевич (Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПИиК) Уважаемый Председатель...


17-05-2017, 09:27 Наши обращения (образцы)
В гостях у московских ямщиков

В гостях у московских ямщиков

­ «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина [союзная республика СССР до 1991 года] звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, по всей веренице влекущихся барж заливаются...


15-05-2017, 17:25 История района / Важные новости / Видео-новости
Обращение по Школьной улице к Президенту РФ и мэру Москвы (актуально на май 2017)

Обращение по Школьной улице к Президенту РФ и мэру Москвы (актуально на май 2017)

Господин Президент РФ! Господин Мэр Москвы! По несогласованному с жителями проекту (без предварительных обсуждений и слушаний), принято решение (протокол совещания у Мэра Москвы Собянина С.C. №...


15-05-2017, 16:12 Наши обращения (образцы) / Важные новости / Видео-новости

1 комментарий

1 "14 август 2017 15:20" DimaU (Группа: Журналисты)

На Школьной, 23 (вход со двора, около арки) уже появилась веломастерская. Сайт мастерской сейчас в разработке. Прайс демократический) velo-servis.ru/prices.php 

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Подтвердите что вы не робот: *