Город, общество, соседи Пыль и пепел историиВажные новости

Трамвай на Красной площади (1909 год)

Многие не верят, но с 1909 по Красной площади ходил трамвай. С городским пассажирским транспортом в первопрестольной сложилась удивительная вещь: пассажирский транспорт был в руках у двоих хозяев. Город, имея радиально-кольцевую планировку, требовал диаметральных связей. Однако положительно решить эту проблему не удавалось, т.к. Большой Каменный мост был перегружен, а линии общественного транспорта по Устьинскому мосту находились в аренде у Бельгийского общества. Поэтому у города возникла естественная потребность в использовании для этих целей Москворецкого моста и, значит, решить проблему прокладки трамвайных путей через Красную площадь. Летом 1909 г. линию эту проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, сегодня более известного как Собор Василия Блаженного, а оттуда вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост.

Казалось бы, такое практическое решение принесет только пользу городу, но, сегодня мы знаем, понятие «польза» очень спорно. Вот и тогда это решение вызвало много споров. Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади, забили тревогу. Императорское Археологическое Общество направило в городскую управу письмо следующего содержания:

«В настоящее время Красная площадь перерезана в разных направлениях линиями электрического трамвая со столбами и проводами для них таким образом, что вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами.


Императорское Археологическое Общество просит городскую управу сообщить, кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа, каковым является Красная площадь с прилегающими к ней древними памятниками русского зодчества и с памятником русским героям 1612 года.

По мнению Общества, Московская городская управа обязана была отнестись к вопросу о видоизменении Красной площади с особой осторожностью и вниманием и не имела никакого права портить единственный в своём роде на Руси памятник Отечественной истории, замечательный по своей своеобразной красоте и величественности.»

У городской управы не нашлось времени ответить на это письмо и тогда, не получив ответа, возглавившая компанию протеста графиня П.С. Уварова направила аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров. Графиня Уварова писала, что Красная площадь остается «последнею в Москве, все остальные — Лубянская, Театральная, Страстная, Арбатская, уничтожены трамвайным движением до того, что подойти, осмотреть, полюбоваться уже нечем» «…в наш век безверья и нравственного шатания опасно, ради каких-то мелких интересов опошливать все святое и дорогое русскому народу».
Русский художник-живописец и архитектор Васнецов В.М. изложил свою позицию в статье «О трамвае на Красной площади» в газете «Московские ведомости». Кстати, сам Васнецов был членом Императорского археологического общества, при котором возглавлял комиссию «Старая Москва».

По поручению министра внутренних дел Московский градоначальник А. А. Андрианов созвал совещание по вопросу трамвая на Красной площади. Многие участники совещания, среди которых представители московской интеллигенции профессор живописи В.М.Васнецов, князь Н.С. Щербатов, академик архитектуры Ф.И. Шехтель, директор Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глоба, Е.В. Барсов, высказались против уложенной уже трамвайной петли на Красной площади. Выступивший затем городской голова Н.И. Гучков доказывал крайнюю необходимость для города этой линии. Совещание все-таки приняло решение пустить здесь трамвай, а потом собраться комиссии вновь и рассмотреть на месте все «за» и «против.»

Тем временем торговцы всех торговых рядов составили прошение московскому градоначальнику с ходатайством об оставлении линии трамвая, мотивируя это тем, что после уничтожении линии трамвая в этом историческом месте торговли «последняя совершенно придет в упадок и разорит не одну сотню лиц, и те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими».

Так из-за трамвая в историческом месте Москвы столкнулись коммерческие и эстетические интересы общества.

22 сентября 1909 года на Красной площади во время опытного пуска движения трамвая по уложенной линии собралась специальная комиссия.  Васнецов привел комиссию к зданию Исторического музея и отсюда показал вид на площадь, действительно загроможденную целым лесом трамвайных столбов. «Столбы с нависшими проводами совершенно закрыли вид на Василия Блаженного, а вагоны при поворотах то и дело закрывают памятник Пожарскому и Минину». Торговцы упрекали Васнецова в том, что он «..во имя какой-то старины портим им дело». «Приказчики упрекнули Васнецова, что он заботится об иностранцах, так как только иностранцы приходят смотреть Красную площадь. На это Васнецов возразил, что всякий Русский имеет потребность перекреститься на святыни, а иностранцы тут ни при чем».  Собравшаяся специальная комиссия смогла найти компромисс и предложила разобрать уже проложенную поворотную петлю и перенести транзитную линию трамвая к Кремлевской стене. Так и сделали. Это позволило удовлетворить требования возрастающего класса собственников в городе и одновременно «сделать все возможное к сохранению драгоценного памятника древней Москвы», о чем призывал Его Императорское Величество в своем письме московское градоначальство.

В результате газета «Московские ведомости» за 10 ноября 1909 г. писала: «Вагоны теперь идут стороной, не колеся по Красной площади, как это было установлено прежним направлением путей, и останавливаются у Кремлевской стены, против памятника Минину и Пожарскому. Публика не испытывает больших неудобств от остановки в нескольких шагах от памятника, а Красная площадь много выигрывает в своем виде от того, что вагоны проходят по ней стороной, не загромождая главной артерии, по которой идет усиленное движение.»

Мнения против трамвая высказывались и позже. Например в 1911 году Московское Археологическое общество предлагало создать подземную линию трамвая на Красной площади.

Ровно 20 лет по самой главной центральной площади Москвы ходили трамваи. Новые власти, учитывая, что историческая площадь должна иметь первоначальный вид, 27 июля 1930 года приняли решение разобрать трамвайные пути. Так в 1930 году окончательно трамвайные рельсы были сняты с Красной площади и Васильевского спуска.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»