Пыль и пепел истории

Броня на самолётах

(Историческая притча)


Летом 1940 года, во время «битвы за Британию», немцы пытались завоевать господство в воздухе, и уже месяц в небе над Ла-Маншем шло жестокое сражение. Англичане несли большие потери и озаботились живучестью своих самолётов.
Они советовались с вернувшимися из боя пилотами, смотрели, где в их самолётах чаще бывали пробоины от пуль, и там добавляли броню. Но это не помогло уменьшить потери.
А потом появился эксперт и сказал:
— Если сотни самолётов возвращаются с пробитыми крыльями — значит, дыра в крыле не так уж опасна. А вот если ни у одного из них не был пробит бензобак — значит, самолёты с дыркой в бензобаке не возвращаются.
И вот когда стали добавлять защиты в те места, в которых пробоин не было, это резко снизило потери.


PS

12 фактов из истории Битвы за Британию

Воздушная Битва за Британию, продолжавшаяся почти 4 месяца летом–осенью 1940 г. и характеризовавшаяся столкновениями грандиозных масс авиации, окончилась поражением люфтваффе. Нацистам не удалось завоевать господство в воздухе и создать условия для вторжения на Британские острова.

1. Целью Гитлера, бросившего на Великобританию невиданные до тех пор массы бомбардировщиков и истребителей, было завоевание господства в воздухе перед планируемым летом 1940 г. вторжением на Британские острова – операцией Seelowe («Морской Лев»). На позднем этапе сражения стало очевидным намерение нацистов подавить моральный дух британцев и склонить правительство страны к миру на условиях Германии.

2. К лету 1940 г. в Королевских ВВС – RAF – числилось около 9000 летчиков и около 5000 самолетов. Тогда как производство самолетов достигло 300 машин в неделю, за этот же срок в строй входило около 200 обученных пилотов. К началу воздушной битвы британцы могли бросить в бой 1103 летчика, люфтваффе – 1450. Уже к середине августа 1940 г. нехватка квалифицированных летчиков в RAF стала довольно острой.

3. Тем не менее, нехватка пилотов по отношению к готовым к вылету самолетам ни разу не превысила у британцев 10%. Напротив, люфтваффе имело в строю в среднем 1100–1200 пилотов, то есть им недоставало около одной трети летного состава в истребительных подразделениях. Сказались ощутимые потери, понесенные немецкой авиацией во время весенних боев над континентальной Европой.

4. В воздушных боях между 10 июля и 31 октября 1940 г. из 2936 служивших в RAF летчиков приняло участие 595 иностранцев: 145 поляков, 127 новозеландцев, 112 канадцев, 88 чехов и словаков, 10 ирландцев, 32 австралийца, 28 бельгийцев, 25 южноафриканцев, 13 французов, 7 американцев, 3 родезийца, 1 представитель Ямайки и 1 представитель Палестины. Средний возраст пилотов RAF – участников сражения составил 22 года. После Битвы за Британию в воздушных боях погиб 791 ее участник.
В налетах на Великобританию приняли ограниченное участие ВВС Италии.

5. Всего в воздушных боях, рейдах бомбардировочной авиации и при воздушном патрулировании за это время погибло 1495 летчиков RAF, из их числа 449 летчиков-истребителей, 718 членов экипажей бомбардировщиков, 280 – членов экипажей самолетов береговой охраны. Погибли 47 новозеландцев, 47 канадцев, 24 австралийца, 17 южноафриканцев, 35 поляков, 20 чехов и словаков, 6 бельгийцев.
Погибли 2698 немецких летчиков, 967 попали в плен.
За весь период сражения бомбардировочная авиация RAF осуществила 9180 вылетов, в то время как истребительная авиация – около 80 000, при этом потери экипажей бомбардировщиков оказались заметно выше – их миссия была значительно опаснее, чем у летчиков-истребителей.

6. С июля по декабрь 1940 г. около 23 000 жителей британских городов погибли под немецкими бомбами.

7. Наибольшего успеха британская бомбардировочная авиация добилась в атаках на бельгийские порты Остенд и Дюнкерк. В середине сентября 1940 г. британцы потопили более 360 барж, подготовленных немцами для высадки на южное побережье Англии. Это сыграло значительную роль в том, что десант был отложен на неопределенный срок.

8. Воздушное сражение разделилось на несколько этапов:
10 июля – 11 августа: Kanalkampf («Бои над Проливами») – бои в воздушном пространстве над Ла-Маншем
12–23 августа: Adlerangriff («Орлиная Атака») – атаки на британские прибрежные аэродромы и радарные станции.
24 августа – 6 сентября: Массированные налеты люфтваффе на британские аэродромы – критическая фаза сражения
7 сентября и далее – налеты на британские города

9. 15 сентября два массированных налета люфтваффе были успешно отражены истребителями RAF. В этот день немцы потеряли 60 машин, тогда как RAF – 26. Немцы просто не могли позволить себе такие потери, и два дня спустя Гитлер отдал приказ остановить подготовку к вторжению на Британские острова. Люфтваффе полностью переключилось на ночные атаки, и наиболее опасная для британцев фаза сражения осталась в прошлом. Этот день остался в истории Днем Битвы за Британию (Battle of Britain Day). Ни о каком вторжении с моря уже не могло идти и речи: наступила осень и сезон сильных штормов.

10. С Битвой за Британию связан последний в истории наземный бой между королевскими и иностранными солдатами – Battle of Graveney Marsh. Совместными усилиями зенитчиков и истребителей был подбит Ju-88, осуществивший вынужденную посадку. На место посадки направился отряд Лондонских ирландских стрелков (London Irish Rifles). Однако немецкие летчики не сдались без боя, и в перестрелке один из них был ранен. Когда летчики были взяты в плен, британцам удалось обезвредить установленное немцами зарядное устройство. На бомбардировщике был обнаружен прицел новой конструкции для бомбометания, изучение которого дало британским экспертам возможность получить ценную техническую информацию.

11. После 15 сентября стало очевидно, что нацистам не удалось решить ни одной из поставленных задач, которые менялись в ходе сражения: им не удалось разгромить RAF в воздухе и на аэродромах, уничтожить авиастроительные заводы противника и подавить моральный дух британцев.

12. Битва за Британию обусловила резкие перемены в общественном мнении американцев относительно ожидаемых итогов войны в Европе. Во время сражения многие американцы вслед за Джозефом Кеннеди (Joseph Kennedy, в то время – посол США в Великобритании) считали, что Британия не устоит, и ее поражение – вопрос нескольких недель или месяцев. Президент Рузвельт, тем не менее, принял точку зрения своего эмиссара Билла Донована (Bill Donovan), посетившего Великобританию в период сражения и убедившего президента в необходимости оказания традиционному союзнику всесторонней поддержки.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»